Что включить в состав аптечки первой помощи
- Комментарии
...Загрузка комментариев...
С 1 марта 2025 года действуют Требования к размещению, хранению и использованию аптечек первой помощи. утв. Приказом Минтруда России от 09.08.2024 № 398н. А за полгода до этого Минздрав в очередной раз изменил состав аптечек. С 1 сентября 2024 года их надо комплектовать в соответствии с Приказом Минздрава России от 24.05.2024 № 262н. Разбираем в статье, для чего нужны аптечки первой помощи, и как работодателю их хранить и использовать.
![]() |
Таблица комплектации аптечек первой помощи работникам |
Работодатель обязан организовать посты оказания первой помощи работникам, укомплектованные аптечками, – это требование охраны труда по ст. 216.3 ТК РФ. Это касается как организаций, так и ИП, у которых есть наемные сотрудники.
Первая помощь оказывают пострадавшим при травмах, отравлениях, острой реакции на стресс, потере сознания и т. п. до прибытия медиков. Перечень состояний, когда она может понадобиться, приведен в приказах Минздрава РФ:
В отличие от медицинской помощи оказывать первую помощь может любой человек, прошедший обучение по программе оказания первой помощи работникам. В состав ее мероприятий не входят специальные манипуляции, которые имеет право выполнять только медработник.
Аптечка содержит специальные средства для проведения мероприятий по первой помощи. В ней нет медикаментов. Единственные препараты, которые можно давать пострадавшему при первой помощи – это те, что ему уже ранее выписал врач.
Состав и последовательность мероприятий по оказанию помощи работникам
Основание: Приказ Минздрава № 220н. |
Повторим, что с 1 сентября 2024 года требования меняются. Мы подготовили сравнение старого и нового составов аптечки.
Комплектация аптечек для оказания первой помощи работникам *
№ пп |
По приказу Минздрава РФ № 1331н |
С 1 сентября 2024 года – приказ Минздрава РФ № 262н |
1 |
Маска медицинская нестерильная одноразовая – 10 шт. |
Маска медицинская нестерильная одноразовая — 2 шт. |
2 |
Перчатки медицинские нестерильные, размером не менее M – 2 пары |
Перчатки медицинские нестерильные, размером не менее M – 2 пары |
3 |
Устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот» – 1 шт. |
Устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот» – 2 шт. |
Полную версию таблицы скачайте по ссылке.
При комплектации аптечек с 1 сентября 2024 года учитывайте следующие правила:
1. Включайте в состав только те медизделия, которые предусмотрены Приказом № 262н. Учтите, что по ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ хранить лекарственные препараты могут только организации с медицинской или фармацевтической лицензией, либо заводчики животных. Кроме того, выдача пострадавшему каких-то препаратов, кроме его собственных, выходит за рамки первой помощи.
2. Укомплектуйте аптечки только зарегистрированными медизделиями. Проверьте наличие регистрационных удостоверений (РУ), выданных в соответствии с правилами, перечисленными в п. 4 Требований, утв. Приказом № 262н.
3. Определите необходимое количество аптечек первой помощи на медпостах. Работодатель самостоятельно устанавливает количество мест для размещения и хранения аптечек, а также количество аптечек (п. 7 Требований № 398н). При этом он учитывает:
среднесписочную численность организации;
специфику своей деятельности;
результаты оценки профессиональных рисков.
Требования № 398н не регулируют, каким именно документом надо утвердить количество аптечек и мест их размещения. Но есть правило о том, что принимать его надо с учетом мнения профсоюза, если он есть в организации.
4. Регулярно проверяйте срок годности медизделий в аптечке.
![]() |
Важно! Аптечки первой помощи работникам, скомплектованные по Приказу № 1331н, можно использовать до окончания срока годности находящихся в них медизделий, но не позднее 1 сентября 2027 года. |
Работодатель обязан обеспечить контроль:
за комплектацией аптечек;
пополнением аптечек;
сроком годности медизделий в них.
Основание: п. 6 Требований № 398н.
Если есть обязанность проводить контроль, то должен быть и работник, который будет ее осуществлять. Или директору самому придется комплектовать аптечки и следить за их содержимым. Но целесообразнее делегировать эту обязанность.
Назначить ответственным за состав аптечек первой помощи можно любого работника, чья квалификация устраивает руководителя. В нормативных документах нет специальных требований к такому лицу, как и нет требований о его дополнительном обучении.
![]() |
Важно! По проекту приказа Минтруда ответственный проверяет полноту комплектации аптечки, сроки годности медицинских изделий, лекарственных средств и целостность их упаковки. Работодатель самостоятельно устанавливает периодичность контроля в локальном нормативном акте. |
Повторим, что по ТК РФ работодатель должен организовать специальные посты. Это может быть как медицинский кабинет, так и любое другое помещение в офисе. Главное, чтобы оно было доступно всем работникам, и они про него знали.
Места хранения аптечек обозначаются сигнальным знаком в соответствии с приложением Л к ГОСТ 12.4.026-2015. Это зеленый квадрат с белым крестом. Знак размещается на двери или на стене.
![]() |
Важно! Места размещения аптечек можно указывать на планах эвакуации при пожаре (п. 11 Требований № 398н). |
За отсутствие аптечки первой помощи работникам такое правонарушение предусмотрена административная ответственность как за нарушение требований охраны труда по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Это предупреждение или штраф:
За повторное правонарушение должностным лицам грозит дисквалификация на срок 1–3 года, а ИП и компаниям – приостановка деятельности до 90 суток.
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies