В России проводят реформу воинского учета. Для этого 14 апреля 2023 года Президент подписал закон № 127-ФЗ Появятся: реестры военнообязанных граждан и повесток и сами электронные повестки. С 1 октября введут новые штрафы для граждан, работодателей их должностных лиц за несоблюдение обновленных требований по ВУ. Об этом 31 июля опубликовали закон № 404-ФЗ.
Кроме того, 4 августа Путин подписал еще один закон № 437-ФЗ, который:
-
ужесточил порядок применения обеспечительных мер в адрес уклонистов;
-
уточнил порядок передачи сведений о гражданах от Минздрава и Рособрнадзора;
-
дал право субъектам России проводить добровольную подготовку граждан на ВУ по военно-учетным специальностям;
-
предусмотрел нормы об учете и размещении результатов рассмотрения заявлений будущих контрактников в электронной форме;
-
регламентировал правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и / или заключения военкомата, призывной комиссии в призывной комиссии субъекта России;
-
уточнил состав сведений реестра повесток и порядок изменения записей реестра ВУ.
Во исполнение этих мер внесли и изменения в Положение о воинском учете. По нему, работодатель должен вручить работнику повестку для сверки сведений не позднее чем за три дня до указанного срока явки в комиссариат. Кроме того, изменили форму, по которой работодатели сообщают в военкомат о приеме и увольнении сотрудников. В ней будут указывать дату их рождения (а не просто год).
Рассмотрим, какие еще изменения принесут поправки в законе о воинском учете работникам и работодателям.
Чтобы знать, как применять изменения на практике, пройдите наш новый курс «Воинский учет 2023 – 2024. Цифровизация и новые штрафы». |
Памятка «Какие сведения о военнообязанных включают в Реестр воинского учета»
Список обеспечительных мер для уклонистов от призыва
Таблица новых штрафов за нарушения в воинском учете с 1 октября 2023 |
Реестр воинского учета: значение и содержание
Прежде всего, узнаем, что же такое новый реестр (повестки, постановка на учет, снятие с него, внесение изменений в документы ВУ). Тезисно определим, кто и как его ведет.
Оператор реестра – Минобороны, создатель – Минцифры, методист – Правительство России.
Благодаря включению в этот реестр граждан:
-
ставят на воинский учет и снимают с него (в том числе без личной явки);
-
вносят изменения в документы ВУ (и без личной явки);
-
заполняют и рассылают повестки;
-
формируют отдельный реестр повесток (общедоступный реестр направленных (врученных) повесток) (ст. 8 и 8.3 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.
Реестр воинского учета непосредственно формируют военные комиссариаты. Делают это автоматизированно в письменной и (или) электронной форме на основании сведений:
-
государственного информационного ресурса;
-
госинформсистем и ресурсов;
-
органов власти;
-
организаций и граждан (ст. 8.2 Закона № 53-ФЗ).
Скачайте памятку о данных граждан, которые хранят в реестре воинского учета по ссылке
Что представляет собой реестр ВУ
В реестре учитывают сведения о:
|
Важно! Реестр воинского учета не содержит сведений государственной или иной охраняемой законом тайны. Данные в реестре можно изменять по обращению граждан (их законных представителей). В том числе – с помощью портала Госуслуги. |
Постановка на учет и повестки в электронном виде
Работодатель по-прежнему обязан обеспечивать своевременную явку своих работников по повестке военного комиссариата для постановки на ВУ (п. 4 ст. 9 Закона № 53-ФЗ). Однако к этим правилам есть дополнения.
В частности, работодатель обязан направлять сведения:
-
о гражданах, которые необходимы для ведения ВУ, в течение пяти дней со дня их изменения (теперь в том числе с использованием федеральной и региональной ЕПГУ);
-
о выявлении граждан, которые не состоят на ВУ, но обязанных это делать, в течение трех рабочих дней (и с использованием ЕПГУ).
При этом первоначальная постановка гражданина на воинский учет теперь может быть без его личной явки на основании сведений реестра и военных комиссариатов (п. 3 ст. 9 Закона № 53-ФЗ). При необходимости работнику могут направить повестку для сверки сведений и получения документов ВУ (в том числе электронную).
Обратите внимание! Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет (или ее секретарь по его поручению) обязан объявить и / или направить гражданам решение с разъяснениями их обязанностей по ВУ (п. 9 ст. 9 Закона № 53-ФЗ). Сделать это можно в письменной или электронной форме. Решение при желании можно обжаловать. |
Кроме того, работник вправе сообщать об изменении сведений о себе и своем месте жительства (пребывания) и др. (п. 1 ст. 10 Закона № 53-ФЗ).
Сделать это можно и без личной явки через Госуслуги.
Узнайте, какие отчеты сдают работодатели в военкомат и как вести воинский учет 2023.
Бумажные и электронные повестки в военкомат: новые правила вручения
Граждане, подлежащие призыву, обязаны получать повестки (п. 2 ст. 31 Закона № 53-ФЗ). Теперь их не только составляют в письменной форме, но и дублируют в электронной. Бумажные повестки отдают под расписку. При этом их либо вручают лично, либо отправляют в заказном письме по почте с уведомлением о вручении. Делают это по адресу места жительства, пребывания, работы или учебы. Когда повестка считается врученной не при личном вручении, узнайте в таблице.
Вручение бумажной повестки, направленной по почте |
Вручение повесток в электронном виде |
Считается врученной под расписку в день доставки (вручения) заказного письма при наличии в уведомлении отметки организации почтовой связи о доставке (вручении) его гражданину |
Считается врученной с момента ее размещения в личном кабинете гражданина на портале Госуслуги |
Важно! Если повестка не вручена ни одним из способов, она считается врученной по истечении семи дней с даты ее размещения в Реестре повесток. Вот почему не удастся избежать даже электронного вручения повестки. |
Если же гражданин отказался получить повестку, она считается врученной в день отказа (п. 2.2 ст. 31 Закона № 53-ФЗ). Для этого на повестке ставят отметку с:
-
датой отказа;
-
должностью, подписью, инициалами и фамилией вручавшего;
-
подписью, инициалами и фамилией присутствовавших при этом лиц.
Гражданин, который должен был, но не получил повестку, обязан лично явиться в военный комиссариат для сверки данных воинского учета в двухнедельный срок со дня начала следующего призыва.
Если гражданин, который подлежит призыву, уезжает в его период на три и более месяца с места жительства (пребывания), он обязан сообщить об этом при личной явке в комиссариат (местную администрацию) (п. 2.3 ст. 31 Закона № 53-ФЗ).
Ограничения для уклонистов по бумажным или электронным повесткам на госуслугах
По закону об электронных повестках уклонение от призыва влечет новые последствия. Теперь гражданам, которые подлежат призыву на военную службу, со дня размещения повестки в реестре повесток запрещается выезд из России. Такой запрет действует в качестве временной меры для обеспечения их явки в военный комиссариат (п. 1 ст. 7.1 Закона № 53-ФЗ).
Решение о запрете на выезд формируется в реестре воинского учета автоматически и подписывается электронной подписью военного комиссара. В день размещения повестки в реестре повесток направляют информацию о таком решении. Делают это автоматически в электронной форме в личном кабинете призывника на Госуслугах. Кроме того, информацию отражают и в реестре воинского учета (п. 2 ст. 7.1 Закона № 53-ФЗ).
Кроме того, в день размещения повестки в реестре повесток гражданину направляют уведомление о применении иных временных мер. Они возможны, если тот не явится в военкомат по врученной повестке по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке. Такое уведомление тоже автоматическое. Оно появляется в реестре ВУ в момент формирования повестки военного комиссариата. В день ее размещения в реестре повесток уведомление направляют гражданину в личный кабинет на Госуслугах (п. 3 ст. 7.1 Закона № 53-ФЗ).
Скачайте справку с перечнем обеспечительных мер при уклонении от службы по ссылке
Решение о принятии этих временных мер автоматически формируется в реестре ВУ в день появления в нем сведений о неявке гражданина по врученной повестке по истечении 20 календарных дней со дня, который в ней указан. Это возможно при отсутствии в реестре ВУ сведений о подтверждении уважительных причин неявки. Решение подписывается электронной подписью военного комиссара. Информация о нем тоже автоматически направляется гражданину в электронной форме в его личный кабинет на Госуслугах, а также в госорганы, которые фактически исполняют обеспечительные меры. Кроме того, такая информация отражается в самом реестре ВУ (п. 5 ст. 7.1 Закона № 53-ФЗ).
Решение об отмене всех временных мер формируется в реестре ВУ и подписывается ЭП. Это снова происходит автоматически в день появления в указанном реестре сведений о явке гражданина по повестке или о подтверждении уважительных причин его неявки. Информацию о таком решении гражданину направляют в электронной форме в личный кабинет на Госуслугах. Также его получают и госорганы, которые отвечают за обеспечение этих мер. Кроме того, информацию отражается и в реестре ВУ (п. 6 ст. 7.1 Закона № 53-ФЗ).
Субъекты России вправе установить дополнительные обеспечительные временные меры. В частности: на получение выплат, льгот, мер поддержки и иных преференций, которые установлены их нормативными актами.
Решение о применение временных мер можно обжаловать (п. 7 и 8 ст. 7.1 Закона № 53-ФЗ).
Все о порядке ведения воинского учета, включая заполненные образцы документов и сроки их предоставления в военкомат, вы узнаете из нашего обновленного курса. Кроме этого, вы можете заказать аудит воинского учета и другие готовые решения. |