Вопрос. В компании издали приказ о привлечении сотрудника к работе в выходной день, чтобы он встретил руководителя в аэропорту. Для этого сотрудник должен выехать из дома за несколько часов до прибытия рейса. Дорога в аэропорт занимает три часа. В самом аэропорту сотрудник должен провести 40 минут. Потом он встретит руководство, посадит его в автомобиль и сопроводит на обратном пути в течение тех же трех часов. Какое время нужно оплатить как работу в выходной: с учетом дороги или без нее? Можно ли работу вне офиса оформить как однодневную командировку? Как оплачивать ежедневную дорогу до работы, если сотрудник тратит на нее два-три часа?
Рекомендации эксперта ИПК. Ответим подробно на каждый вопрос. Для начала определимся, как оплатить работу в выходной по поручению работодателя.
Оплатить 40 минут, а не 6 часов 40 минут. В этом случае могут возникнуть такие риски:
-
спор с сотрудником по поводу оплаты периода дороги;
-
материальная ответственность за неоплату времени в пути.
При этом в случае судебного спора еще возникнут и дополнительные расходы:
-
на представителя;
-
материальная ответственность (по ст. 236 ТК РФ).
Оплатить 6 часов 40 минут вместо 40 минут. Законодательство прямо не относит время в пути к рабочему. Однако его сложно отнести и ко времени отдыха. Напомним, что в период отдыха работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и вправе самостоятельно определять род своих занятий (ст. 106 ТК РФ). Поскольку в пути до аэропорта он лишен такого права, есть риск, что этот период признают рабочим временем. В свою очередь к рабочему относят не только непосредственно периоды выполнения трудовой функции, но и иные (ст. 91 ТК РФ).
Ваш сотрудник поедет не к месту работы и не к своему рабочему месту, а будет выполнять поручение: прибудет в аэропорт, встретит руководителя и вернется обратно. Следовательно, на протяжении всего времени он фактически будет работать. Соответственно, дорогу в аэропорт с большой долей вероятности включат в рабочее время.
В связи с этим весь период (6 часов 40 минут) оплатите не менее чем в двойном размере или в одинарном с предоставлением другого дня отдыха. Решение о выборе компенсации за работу в выходной день сотрудник принимает сам.
Работа в выходной как однодневная командировка. Такую поездку можно оформить как командировку. При этом, кроме обычных документов, необходимо получить от сотрудника письменное согласие на привлечение к работе в выходной день.
Однако оформлять командировку работодателю невыгодно. За такой период за сотрудником сохраняют средний заработок. Чаще всего он выше текущей заработной платы. Кроме того, направление в командировку в выходной не является основанием для лишения работника оплаты по статье 153 Трудового кодекса (решение ВС РФ от 20.06.2002 № ГКПИ2002-663).
Дорога до работы – не рабочее время. Многие сотрудники добираются до работы по два-три часа в одну сторону. Здесь речь идет о дороге к месту выполнения трудовой функции. То есть работник фактически едет до своего рабочего места. Период в пути в такой ситуации оплачиваться не будет.
Время следования к месту начала работы и обратно может быть включено в рабочее время по нормативному правовому акту (Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда от 08.10.2019 № АПЛ19-347). Таким образом, если ЛНА не отнес время в пути до объектов к рабочему, оплачивать его не нужно. На практике при такой удаленности в ЛНА могут включить положение о дополнительных гарантиях по оплате такого времени. Однако делать этого вы не обязаны.
![]() |
Образец приказа о привлечении к работе в выходной день
Образец согласия работника на работу в выходной день
Образец уведомления о возможности отказа от работы в выходной день |