Вопрос. Работнику объявили простой. При этом в распоряжении работодателя написано, что в период простоя сотрудники должны быть на своих рабочих местах. Вне территории компании они могут находиться только по согласованию с руководителем. Однако при необходимости он вправе вызвать их на рабочее место. Руководитель так и сделал. Однако работник не явился и сообщил, что открыл больничный. При этом сведения о его больничном листе в компанию не поступили. Как оплатить работу, если сотрудник не пришел на рабочее место, а сведений о его больничном нет? Что отмечать в табеле?
Рекомендации эксперта ИПК. Трудовой кодекс прямо не указывает, должен ли сотрудник находиться на работе во время простоя. Однако этот период все же является рабочим временем, а не временем отдыха, которое сотрудник вправе использовать по своему усмотрению (ст. 91, 107 ТК РФ). Соответственно, в период простоя сотрудники обязаны находиться на рабочих местах и исполнять те свои должностные обязанности, которые не связаны с причиной простоя.
Обратите внимание
Отсутствие работника на рабочем месте в период простоя без санкционирования руководства недопустимо. Это можно признать нарушением трудовой дисциплины. |
Право не находиться на рабочем месте в этот период можно закрепить в коллективном, трудовом договоре, ЛНА работодателя, а также непосредственно в распоряжении об объявлении в организации простоя. Таким образом, сотрудники в период простоя должны находиться на своем рабочем месте, если не установлено иное.
Выясним, как быть, если сотрудник в компанию не явился.
Важно
Соблюдайте процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности. При рассмотрении вопроса о задержке оплаты простоя это поможет снизить риски. |
Как действовать, если работник самовольно отсутствует. Если работник в период простоя сам не выходит в офис, следуйте нашим рекомендациям.
Во-первых, заактируйте весь период отсутствия работника. Пусть уполномоченный сотрудник или непосредственный руководитель составят акты об отсутствии на рабочем месте. Цель – зафиксировать факт такого отсутствия. Акт составляйте каждый день отсутствия. Как минимум, в начале каждого рабочего дня.
Во-вторых, действуйте так, как установлено внутренними ЛНА. Например, направьте служебную записку от имени непосредственного руководителя в уполномоченное подразделение, которое будет истребовать объяснения.
В-третьих, истребуйте у работника письменные объяснения (ч. 1 ст. 193 ТК РФ). Запросите их, чтобы установить, являются ли причины отсутствия на рабочем месте уважительными. При этом:
1. В уведомлении о предоставлении объяснения изложите обстоятельства, по которым запрашиваете объяснение.
2. В частности, укажите пункт распоряжения о введении простоя с обязанностью сотрудника явиться на рабочее место по требованию руководителя. Отразите факт вызова (когда, кем и каким способом он был совершен).
3. Дайте сотруднику два рабочих дня на предоставление объяснения.
4. Если работник предоставит объяснение, примите решение о наличии / отсутствии уважительных причин.
Если причины будут признаны неуважительными, вы вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности. За первое нарушение не рекомендуем выносить выговор или применять увольнение. При принятии решения исходите не только из тяжести проступка, учитывайте предшествующее поведение работника, его отношение к труду (п. 53 ПП ВС РФ от 17.03.2004 № 2).
Что отметить в табеле и как оплатить отсутствие. Отметьте период отсутствия сотрудника на рабочем месте кодом «НН». Оснований для оплаты в это случае нет. После исправления кода «НН» на другой этот период нужно оплатить с ближайшей оплатой времени простоя. Следовательно, когда появятся данные о временной нетрудоспособности, исправьте код «НН» на «Т» («период временной нетрудоспособности без назначения пособия»). Оплату произведите пропорционально отработанному времени.
Если причины отсутствия признают уважительными, а простой оплатят позже установленных сроков, риск, что позднюю выплату признают задержкой зарплаты, минимален.
Алгоритм увольнения за длительный прогул |