Вопрос. Можем ли мы отказаться от приказа на отпуск, в том числе и на отпуск без сохранения зарплаты, чтобы оптимизировать документооборот? Какие есть риски, если не издать приказ на отпуск?
Рекомендация эксперта ИПК. Трудовой кодекс не обязывает работодателя издавать приказ на отпуск, в том числе и на отпуск без сохранения зарплаты. Единственный обязательный документ для оформления оплачиваемых отпусков – график отпусков. Его утверждают не позднее, чем за две недели до начала календарного года.
Обязательность издания приказов о предоставлении отпусков исходила из требований Постановления Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1. Однако с начала 2013 года формы первичной учетной документации, утвержденные данным документом, работодателям можно не применять. Поэтому работодатель вправе использовать любые формы приказов о предоставлении отпуска, разработанные и утвержденные в организации или не использовать их вовсе. Таким образом, отказаться от приказа можно, но нужно оценить риски такого решения.
Если компания решит отказаться от приказов о предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков и регулировать их через график отпусков, то его нужно будет безукоснительно соблюдать. Отказ от приказов других категорий отпусков, которые не могут быть включены в график – без сохранения заработной платы, дополнительные оплачиваемые отпуска, вызовет проблемы.
К примеру, в отношении отпусков без сохранения заработной платы в ст. 128 Трудового кодекса сказано: «По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем».
Таким образом, если компания откажется от приказа на отпуск без сохранения зарплаты, который и был своеобразным соглашением сторон, ей нужно заменить его другим документом. Новый документ будет регламентировать предоставление этого отпуска, И здесь возникает вопрос, насколько он будет удобнее в издании и использовании.
Кроме того, при отказе от приказов, может возникнуть путаница при первичном учете рабочего времени и начислении заработной платы, особенно если в организации используют бумажный документооборот.
Исходя из вышеизложенного, считаем, что решение о ведении приказов об отпуске или отказ от таковых работодатель принимает самостоятельно, с учетом особенностей документооборота организации. Рекомендуем регламентировать порядок ведения документооборота в организации соответствующим локальным нормативным актом, в том числе с указанием применяемых в организации форм документов. Право на принятие работодателем локальных нормативных актов установлено ст. 8 Трудового кодекса.
Скачайте образцы документов по теме |
|
Алгоритм предоставления ежегодного отпуска
|
|
Образец приказа о предоставлении ежегодного отпуска (произвольная форма)
|
|
О новых правилах оформления больничных, компенсаций и льгот, отчетности в Пенсионный фонд узнаете на нашем обновленном курсе «Новейший курс по кадровому делопроизводству 3.0».
|