Вопрос. Работник принят на должность кассира в бухгалтерию. В его трудовом договоре прописана трудовая функция: «Осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность». Через год работника перевели на должность бухгалтера и прописали трудовую функцию: «Выполнение работы по ведению бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства». Должностная инструкция бухгалтера утверждена отдельным документом. В ней прописаны должностные обязанности кассира. С должностной инструкцией работник ознакомлен. Работодатель хочет утвердить новую должностную инструкцию бухгалтера с обязанностями по ведению бухгалтерского учета. Можно ли менять должностную инструкцию и добавлять в нее другие обязанности, исходя из трудовой функции работника? Как утвердить должностную инструкцию и оформить изменения?
Рекомендации эксперта ИПК. Прежде всего, отметим, что по законодательству должностные инструкции не являются обязательными. Однако – это удобный инструмент, чтобы конкретизировать обязанности работника.
Изменить должностную инструкцию и добавить в нее другие обязанности исходя из трудовой функции работника (бухгалтера) – возможно. Есть несколько вариантов оформления:
Вариант 1: подготовить новую редакцию должностной инструкции, утвердить ее уполномоченным лицом.
Вариант 2: подготовить дополнение к должностной инструкции и оформить, например, в качестве неотъемлемой части должностной инструкции. Дополнение также утверждает уполномоченное лицо.
Рекомендуем применить первый вариант, поскольку он более удобен в восприятии при внесении многочисленных изменений.
Несмотря на то, что должностная инструкция является отдельным документом, а трудовая функция сотрудника не изменяется, действия работодателя по внесению изменений и дополнений в нее, а также уведомление/не уведомление работника будут зависеть также от того, есть ли в трудовом договоре отсылка на должностную инструкцию или же ее нет.
Рассмотрим два варианта.
Вариант 1. Должностная инструкция – отдельный документ. В трудовом договоре сделана ссылка на нее.
Вариант 2. Должностная инструкция – отдельный документ. В трудовом договоре прописана трудовая функция без ссылки на нее.
В первом варианте работодателю при внесении изменений в должностную инструкцию необходимо будет уведомлять сотрудника за 2 месяца по ст. 74 ТК РФ. Второй вариант позволяет изменить ее без уведомления работника и согласования с ним. Достаточно ознакомить его с должностной инструкцией в новой редакции.
Если работник откажется ознакомиться с новой редакцией должностной инструкции необходимо:
- составить акт об отказе от ознакомления в присутствии не менее чем трех свидетелей;
- зачитать ее работнику вслух;
- сделать об этом пометку в акте;
- направить заверенную копию должностной инструкции работнику по адресу, указанному в трудовом договоре. Этого достаточно, чтобы признать работника ознакомленным с должностной инструкцией.
Алгоритм утверждения должностной инструкции
Таблица штрафов за отсутствие должностной инструкции |