Сверху под шапкой
8 (800) 775 29 55
Заказать звонок
Войти
Мы в соцсетях
127410, Москва, муниципальный округ Отрадное, ш. Алтуфьевское, д. 41А, стр. 1
Институт Профессионального Кадровика
👑 Кадровый форум
Экосистема - скидка в июле
Мастер-класс по премиям
Обучение
Мероприятия
О компании
Библиотека кадровика
Статьи
Курсы для HR
Корпоративное обучение
О нас
    Сверху под шапкой
    Институт Профессионального Кадровика
    👑 Кадровый форум
    Экосистема - скидка в июле
    Мастер-класс по премиям
    Обучение
    Мероприятия
    О компании
    Библиотека кадровика
    Статьи
    Курсы для HR
    Корпоративное обучение
    О нас
      Институт Профессионального Кадровика
      0
      • 👑 Кадровый форум
      • Экосистема - скидка в июле
      • Мастер-класс по премиям
      • Обучение
      • Мероприятия
      • О компании
      • Библиотека кадровика
      • Статьи
      • Курсы для HR
      • Корпоративное обучение
      • О нас
      • Статьи
      • Другие
      • Кадры
      • Кадровое делопроизводство
      • Организация документооборота
      • Как провести кадровый аудит своими силами
      Все статьи
      Вопросы и ответы Кадровые процедуры Кадровые документы Отдельные категории работников Воинский учет Оплата труда / пособия Проверки Отчеты Режим работы Персональные данные КЭДО Охрана труда Хранение и уничтожение документов Другие Другое
      Вопросы и ответы
      Кадровые процедуры
      Прием
      Увольнение
      Перевод/Перемещение
      Отпуск
      Командировки/РХТ
      Аудит
      Дисциплина труда
      Кадровые документы
      ЛНА
      Приказы
      Другие документы
      Отдельные категории работников
      Беременные/сотрудники с детьми
      Дистанционные работники
      Инвалиды
      Водители
      Иностранные работники
      Совместители
      Мобилизованные/ветераны боевых действий
      Другие категории
      Воинский учет
      Оплата труда / пособия
      Проверки
      Отчеты
      Режим работы
      Вахтовая работа
      Сверхурочная работа
      СУРВ
      Графики работы
      Персональные данные
      КЭДО
      Охрана труда
      Хранение и уничтожение документов
      Другие
      Кадры
      Управление персоналом
      Другое

      Как провести кадровый аудит своими силами

      Сквозной баннер
      Ближайшие мероприятия
      22 июля
      Вебинар экосистемы
      Особенности трудовых отношений с участием иностранных граждан в 2025 году
      Подробнее ›››
      29 июля
      Вебинар экосистемы
      ЛНА об электронном документообороте: УНЭП
      Подробнее ›››
      5 августа
      Вебинар экосистемы
      Кадровый обзор. Изменения за июль
      Подробнее ›››
      Все мероприятия ›››
      Рекламный блок
      Узнайте, как рассчитывать зарплату, графики работы и нормы выработки при суммированном учете рабочего времени в новой методичке
      Получить
      Скачайте бесплатно документы популярные
      у кадровиков
      Бланк приказа о назначении ответственного за обработку персданных
      Скачать ›››
      325
      Примерная форма политики по персданным
      Скачать ›››
      326
      Статьи по теме
      Как организовать или восстановить кадровое делопроизводство
      213633
      Рубрикатор
      • Вопросы и ответы
      • Кадровые процедуры
        • Прием
        • Увольнение
        • Перевод/Перемещение
        • Отпуск
        • Командировки/РХТ
        • Аудит
        • Медосмотры
        • Дисциплина труда
      • Кадровые документы
        • Договоры
        • ЛНА
        • Приказы
        • Другие документы
      • Отдельные категории работников
        • Беременные/сотрудники с детьми
        • Дистанционные работники
        • Инвалиды
        • Водители
        • Иностранные работники
        • Совместители
        • Мобилизованные/ветераны боевых действий
        • Другие категории
      • Воинский учет
      • Оплата труда / пособия
      • Проверки
      • Отчеты
      • Режим работы
        • Вахтовая работа
        • Сверхурочная работа
        • СУРВ
        • Графики работы
        • Рабочее время
      • Персональные данные
      • КЭДО
      • Охрана труда
        • Гражданская оборона
        • Несчастные случаи и профзаболевания
        • Обучение, инструктажи
        • Питание
        • Пожарная безопасность
        • СИЗ
        • Служба охраны труда
        • Спецоценка
      • Хранение и уничтожение документов
      • Другие
        • Кадры
        • Управление персоналом
      • Другое
      23 августа
      25859
      Распечатать
      Время прочтения 7 мин

      За нарушение трудового законодательства работодатель несет материальную, административную и уголовную ответственность. Снизить такие риски помогает кадровый аудит. Рассказываем в статье, что это за процедура, и как ее провести собственными силами.

      Содержание

       

      Когда нужен кадровый аудит

      Из чего состоит кадровый аудит организации

      Что нужно проверить при аудите кадрового делопроизводства

      Как пошагово провести кадровый аудит

      Какие ошибки можно выявить при аудите кадровых документов

      Таблица обязательных кадровых документов

      Когда нужен кадровый аудит

      Кадровое делопроизводство в компании подлежит регулярным проверкам. Они могут быть:

      1. Внешними. Их проводят трудовая инспекция, прокуратура. Некоторые направления деятельности работодателя проверяют другие контрольные ведомства – Роспотребнадзор, Роскомнадзор, Ростехнадзор. Также внешний аудит выполняют независимые эксперты, привлекаемые по гражданско-правовым договорам.
      2. Внутренними, выполняемым собственными силами работодателя.

      Кадровый аудит позволяет выявить ошибки в оформлении трудовых отношений с работниками. И лучше их найти и исправить до визита надзорного инспектора, чтобы не получить штраф. Поэтому первая частая ситуация, когда нужен аудит – это перед внешними контрольными проверками.

      Второй случай – это смена руководства компании или кадровика. Кадровый аудит помогает «новой метле» разобраться с «завалами» от предшественника.

      Проверка документации может потребоваться, если изменились законодательные требования. Например, с 1 марта 2022 года законодатели серьезно скорректировали раздел X ТК РФ «Охрана труда». Из-за этого поменялись многие требования. Аудит кадровой документации позволяет выявить, что надо исправить, дополнить или отменить в локальных актах, чтобы «не отстать от жизни».

      Из чего состоит кадровый аудит организации

      Работа с персоналом складывается из двух составляющих:

      1. Организационные меры. Это назначение ответственных работников, установление «правил игры». Работодатель должен распределить полномочия, разработать необходимые документы – ПВТР, штатное расписание, бланки трудовых договоров и др.
      2. Кадровый учет. Это документирование всех этапов отношений с конкретным работником в соответствии с трудовым законодательством, в том числе с коллективным договором и локальными нормативными актами. Сюда относится оформление приема на работу, отпусков, правильное начисление зарплаты, увольнение. 

      В ходе аудита эксперт проверяет оба этих направления. То есть, соответствуют ли «правила игры» в компании трудовому законодательству, и как соблюдают трудовое законодательство отдельные исполнители. 

      Основные элементы кадрового аудита:

      • проверка наличия необходимой документации;
      • ее анализ на соответствие действующему законодательству;
      • проверка соблюдения требований должностными лицами работодателя.

      Важно! Чтобы проверка была всесторонней, надо включить в ее план не только отдел кадров, но и другие структурные подразделения работодателя. Например, чтобы оценить, как работников знакомят с требованиями локальных нормативных актов.

      Что нужно проверить при аудите кадрового делопроизводства

      Каждый работодатель должен иметь набор необходимых документов для работы с персоналом. Подробнее – в таблице ниже.

      Кадровые документы, которые обязательно должны быть в компании

      Название документа

      Норма-основание

      Примечание

      Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР)

      ст. 189, 190 ТК РФ

      Микропредприятия и НКО могут их не разрабатывать, если используют Типовой трудовой договор, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 № 858, ст. 309.2 ТК РФ

      Инструкции по охране труда

      ст. 214 ТК РФ

      Должны быть для каждой должности в штатном расписании

      Порядок обработки персональных данных

      ст. 86 ТК РФ

      ст. 309.2 ТК РФ

      Полную версию таблицы скачайте по ссылке

      Кроме обязательных документов, есть еще условно-обязательные. То есть в ТК РФ нет прямого указания на то, что их нужно разрабатывать, но они облегчают кадровый учет. Это, например, должностные инструкции, положение о кадровом делопроизводстве.

      У каждого работодателя своя специфика по видам деятельности, эксплуатируемым объектам, численности персонала. Поэтому и состав обязательной и условно-обязательной кадровой документации будет различаться. 

      Важно! Аудитор перед проверкой должен составить список обязательных требований, относящихся к компании, и изучить их. Так он поймет, что именно нужно проверить.

      Как пошагово провести кадровый аудит

      Приведем примерный алгоритм проведения кадрового аудита.

      1. Составить программу и план-график аудита. Это значит выбрать цель, например, подготовка к проверке ГИТ; обозначить объекты и предмет проверки – что именно и в каких подразделениях вы будете проверять, в какие сроки; назначить экспертов. Издайте соответствующий приказ или распоряжение о проведении аудита.
      2. Составить чек-листы для экспертов. Это примерный перечень вопросов, на которые нужно ответить при аудите. Каждый эксперт оформляет их по-разному. Кому-то достаточно списка документов, которые он будет проверять. А кто-то подробно формулирует подробные вопросы. Примеры чек-листов, которые использует трудовая инспекция при плановых проверках, смотрите в Приказе Роструда от 01.02.2022 № 20.
      3. Проверить наличие в компании обязательных документов. Вы можете ориентироваться на список в предыдущем разделе.
      4. Проверить соответствие содержания документов компании актуальным требованиям трудового законодательства. Обязательно фиксируйте все нарушения, которые найдете, при помощи фото, видео, ксерокопий или простых записей. Это называется «свидетельства аудита». Они помогают подтвердить наличие нарушений и правильно составить отчет.
      5. Проверить ведение кадрового учета в структурных подразделениях. На этапах 3 и 4 вы анализируете документацию. Это можно сделать и без встреч с исполнителями. На этом этапе вы посещаете отделы и службы, чтобы опросить работников, выявить конкретные «пробелы».
      6. Составить отчет об аудите. Это итоговый документ, который вы представите руководству, и на основе которого будете планировать дальнейшие действия.

      По всем выявленным в ходе проверки нарушениям надо составить план мероприятий по их устранению и предотвращению. Наверное, вам встречались требования о проведении коррекции, корректирующих и предупреждающих действий. Рассказываем, что это такое.

      Коррекция – исправление конкретной ошибки. Например, переделка неверно составленного графика отпусков.

      Корректирующее действие – мера по устранению причины нарушения. Например, график отпусков составлен неверно, потому что кадровик не знает всех нюансов. В этом случае запланируйте дополнительный инструктаж или обучение работника, чтобы он больше не допускал ошибок.

      Предупреждающее действие – мероприятие по профилактике нарушений. Например, вы издаете инструкцию по составлению графика отпусков, где прописываете все нюансы. И тогда вновь принятый кадровик уже не будет совершать нарушений из-за незнания требований.

      Какие ошибки можно выявить при аудите кадровых документов

      Приведем список нарушений, которые выявляют, когда проводят аудит кадровой документации:

      • в трудовых договорах отсутствуют обязательные условия;
      • назначены не все ответственные лица;
      • функции ответственных лиц не закреплены в трудовых договорах или должностных инструкциях;
      • не датируются документы и подписи об ознакомлении, из-за чего нельзя оценить сроки;
      • неправильно ведется учет рабочего времени;
      • отсутствуют обязательные документы, например, график отпусков, график сменности, инструкция по охране труда;
      • штатное расписание не соответствует фактической численности;
      • работники допущены до работы без инструктажа, медосмотра, обучения и проверки знаний по охране труда.


      Читайте на сайте статьи по теме


      Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства


      Аудит оплаты труда: как и зачем проводится


      Фонд заработной платы: чем отличается от ФОТ и как его анализировать


      Как прописать место работы в трудовом договоре


      Трудовая функция: как прописать в трудовом договоре

      • Комментарии
      ...Загрузка комментариев...

      Назад к списку Следующая статья
       
      Компания
      О нас
      Сведения об организации
      Отзывы клиентов
      Наши спикеры
      Подарочные сертификаты
      Карьера с ИПК
      Достижения наших учеников
      Программа лояльности
      Обработка и защита персональных данных
      Продукты
      Курсы для кадровиков
      Курсы для HR
      Корпоративные программы
      Мероприятия
      Статьи
      Кадры
      Управление персоналом
      Оставайтесь на связи
      Наши контакты

      8 (800) 775 29 55
      Будни: с 9:00 до 18:00
      127410, Москва, муниципальный округ Отрадное, ш. Алтуфьевское, д. 41А, стр. 1
      support@profkadrovik.ru
      © 2025 profkadrovik.ru. При использовании материалов сайта ссылка на первоисточник обязательна.
      0

      Корзина

      Ваша корзина пуста
      Нажмите здесь, чтобы продолжить покупки

      Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies