1 января 2023 года начнет свою работу новый Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Его официальные сокращенные наименования – Социальный фонд России и СФР. Дополнительные неофициальные названия – Единый фонд, Единый социальный фонд, Единый фонд страхователя (ч. 6 ст. 2, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ, далее – Закон № 236-ФЗ).
СФР создадут путем реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования России (ФСС России) (ч. 1 ст. 18 Закона № 236-ФЗ).
Обсудим, что нужно знать работодателю о грядущем объединении ФСС и ПФР и почему важно подготовиться к нему уже сейчас.
В какие кадровые документы внести изменения в связи с созданием СФР, подскажет наш обучающий курс.
|
Содержание
Объединение ПФР и ФСС в 2023 году: общие положения Объединение ПФР и ФСС: что изменится для работников и работодателей Объединение ПФР и ФСС: зарплата – единый тариф страховых взносов |
Скачайте образцы документов для работы: |
|
Выписка «Тарифы страховых взносов в 2023 году» |
|
Выписка «Функции Социального фонда России» |
|
Памятка «Сроки сдачи кадровых отчетов по новым правилам» |
Объединение ПФР и ФСС в 2023 году: общие положения
В первую очередь как работодателю, так и работнику важно знать основную краткую информацию о правовом положении нового Единого социального фонда. Тезисно она звучит так:
1. Единый фонд создается при Правительстве России. Оно осуществляет от имени нашей страны функции и полномочия его учредителя (ст. 2 Закона № 236-ФЗ).
2. Организационно-правовая форма СФР – государственный внебюджетный фонд (тип государственного учреждения).
3. СФР обладает бланками гособразца, вправе иметь символику в виде герба, эмблемы и др. (п. 1. ч. 8 ст. 1, ч. 26 ст. 2 Закона № 236-ФЗ).
4. Органы управления Единого фонда страхователя – его Председатель и Правление (ч. 21 ст. 2, ст. ст. 6 и 7 Закона № 236-ФЗ). Председатель – единоличный орган управления. Его назначает на должность и освобождает от нее Правительство России по представлению руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Правление СФР – коллегиальный орган численностью 35 человек. Его Председатель – председатель Единого фонда по должности.
5. Контроль за финансовой деятельностью СФР осуществляет специальная контрольно-ревизионная комиссия (ст. 12 Закона № 236-ФЗ).
Правопреемственность фондов. Новый Единый социальный фонд будет правопреемником ПФР и ФСС России. Так, СФР создают для осуществления государством (ст. 1 Закона № 236-ФЗ)
-
пенсионного обеспечения;
-
обязательного пенсионного страхования;
-
обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
-
обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
-
социального обеспечения;
-
предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан;
-
иных государственных функций и полномочий, возложенных на Единый фонд страхователя по законодательству России.
Для исполнения своих функций за Единым фондом со дня его создания будут сохранены присвоенные ПФР (ч. 2 ст. 18 Закона № 236-ФЗ):
-
основной государственный регистрационный номер;
-
идентификационный номер налогоплательщика;
-
код причины постановки на учет;
-
код по общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
-
код по общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления.
Скачайте перечень конкретных функций нового Социального фонда России здесь
Структура СФР. Социальный фонд России – единая централизованная система с вертикальной подчиненностью (ч. 20, 22 ст. 2 Закона № 236-ФЗ). Следовательно, Единый фонд страхователя имеет свою структуру. В нее входят территориальные органы, обособленные подразделения и подведомственные учреждения (ст. 8 Закона № 236-ФЗ). Решение об их создании, реорганизации, ликвидации принимает Председатель Единого фонда по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Финансирование Единого фонда. Бюджет СФР на очередной финансовый год и плановый период формируется раздельно по каждому виду обязательного социального страхования и социального обеспечения. Он утверждается по бюджетному законодательству России (ч. 2 ст. 10 Закона № 236-ФЗ).
Также Единый фонд создает резервы для обеспечения финансовой устойчивости систем обязательного пенсионного и социального страхования. Порядок их формирования, расходования и размещения средств также подчинены законодательству России (ст. 11 Закона № 236-ФЗ).
СФР нельзя признать банкротом (ч. 19 ст. 2 Закона № 236-ФЗ). Также запрещены взыскания на его бюджетные средства, которые предназначены для исполнения непосредственных обязанностей. Кроме того, для выполнения обязательств по обязательному пенсионному и социальному страхованию к субсидиарной ответственности может привлекаться сама Российская Федерация (ч. 15, 16 ст. 2 Закона № 236-ФЗ).
Обратите внимание! В информационных системах СФР происходит сбор, хранение, обработка и предоставление информации для реализации его функций и полномочий. Обработка таких персданных возможна без согласия их субъекта в предусмотренных законом случаях (ч. 2 ст. 14 Закона № 236-ФЗ). |
Объединение ПФР и ФСС: что изменится для работников и работодателей
Объединение фондов принесет ряд изменений как для физических лиц, так и для организаций. Во-первых, из перечня освобожденных от взносов исключат выплаты по договорам ГПХ и трудовым договорам (договорам ГПД) с временно пребывающими в России иностранцами и лицами без гражданства.
Во-вторых, создадут единую базу для исчисления взносов и установят единый тариф 30 процентов (в рамках единой предельной величины базы) и 15,1 процента (сверх нее).
В-третьих, введут единую форму сведений для персонифицированного учета.
В добавок к перечисленным изменениям начнет функционировать Единая цифровая платформа в социальной сфере. Она будет связана с порталом Госуслуги. Все учетные данные для этой системы автоматически перейдут в СФР из ПФР и ФСС. Перерегистрация будет не нужна.
Рассмотрим основные изменения в результате будущего объединения фондов.
Единый социальный фонд: круг субъектов для начисления взносов. Прежде всего стоит отметить расширение круга субъектов, которым теперь они положены. Самое главное изменения – получать пособия можно будет не только по трудовым договорам, но и по договорам ГПХ. При этом нужно соблюсти условие: в предшествующем страховому случаю году с вознаграждений должно быть перечислено взносов больше, чем составит стоимость страхового года (Закон № 237-ФЗ, будущая редакция ч. 3 ст. 4.5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, далее – Закон № 255-ФЗ).
Рассчитать стоимость страхового года поможет ваш консультант по трудовому праву.
|
Кроме того, страховые взносы по пониженным тарифам будут положены по трудовым и договорам ГПХ и обучающимся за их деятельность в студотрядах (Закон № 239-ФЗ).
В перечень лиц, подлежащих ОМС, также войдут некоторые иностранцы. В частности, все временно пребывающие в России, а также – постоянно проживающие и работающие в нашей стране высококвалифицированные специалисты (ВКС). Кроме того, список пополнят и некоторые лица без гражданства (исключение – ВКС). К перечню не относят иностранцев любого миграционного статуса, которые работают в филиалах, представительствах и дочерних организациях иностранных коммерческих компаний на территории России, но зарегистрированы в государствах – членах ВТО (Федеральные законы от 14.07.2022 № 237-ФЗ и № 240-ФЗ).
Объединение ПФР и ФСС: зарплата – единый тариф страховых взносов
С 1 января 2023 года все работодатели будут платить один тариф по единому платежному поручению (Закон № 237-ФЗ). Так, взносы по ОМС, ОПС, и ВНиМ объединят в один платеж по тарифу 30 процентов. Предельные величины по базам для начисления взносов упразднят, однако вместо них установят для всех единую базу – 1917000 рублей (Проект ПП РФ (ID: 01/01/10-22/00132486), Закон № 239-ФЗ).
Кроме того, в 2023 году будет действовать пониженная ставка до 15,1 процента (вместо действующих 10 процентов). Также будут применяться льготные тарифы для некоторых компаний (малый и средний бизнес, представители проекта Сколково, IT-компании, разработчики в сфере аудиовизуальной продукции и радиоэлектронной промышленности, социально ориентированные НКО и благотворительные организации и др.).
Скачайте таблицу с основными тарифами страховых взносов в 2023 году здесь.
Кому в 2023 году по общему правилу не положены пособия (ст. 2 и 4.5 Закона № 255-ФЗ):
|
Важно! Обязанность страхователя выдавать сотруднику справку о сумме заработка – упразднят (182н). Сведения о заработке для начисления пособия можно получить в системе индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица. |
Объединение отчетов ПФР и ФСС
С 1 января 2023 года станут обязательными отчеты по новой форме ЕФС-1: «Сведения для ведения индивидуального персонифицированного учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Форму отчета и порядок ее заполнения ПФР утвердил постановлением Правления от 31.10.2022 №245п.
Отчет по форме ЕФС-1 заменит действующие в 2022 году: СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, ДСВ-3, 4-ФСС. ЕФС-1 будет включать и новые сведения, например: о медосмотрах, о работниках, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию; основание для отражения данных о периодах работы для права на досрочную пенсию. Также в новой форме будут указывать периоды работы для расчета досрочной пенсии по отдельным категориям работников.
Скачайте памятку о сроках сдачи основных кадровых отчетов по новым правилам здесь
Как отчитаться за периоды, которые истекли до 1 января 2023 года
Отчитаться следует по старым формам и в прежнем порядке, в частности:
|
Важно! За несоблюдение порядка представления единой формы, нарушение срока ее подачи и полноты сведений в 2023 году будут штрафовать – от 500 до 1000 рублей (Закон № 237-ФЗ, будущая ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). По новым правилам, и этих санкций можно избежать или уменьшить их размер (при самостоятельном выявлении ошибок, при своевременном их исправлении или оперативной оплате штрафа). |
Страховые взносы для ИП в 2023 году (п. 12 ст. 2 Закона № 239-ФЗ)
Величина дохода плательщика за расчетный период |
Фиксированный размер |
Не превышает 300 000 рублей |
45 842 рублей за расчетный период 2023 года. |
Превышает 300 000 рублей |
45 842 рублей за каждые 300 000 рублей, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1 процента суммы дохода плательщика, превышающего эти 300 000 рублей за расчетный период. |
Примечание: размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, не может быть более 257 061 рубля за расчетный период.
Добровольное пенсионное страхование для самозанятых в 2023 году
42 878, 88 рублей (22 процента x МРОТ на 1 января 2023 года x 12 = 16 242 рубля x 22 процентов x 12).
Примечание: величина актуальна, если МРОТ составит 16242 рубля (Федеральный закон от 19.12.2022 № 522-ФЗ). |
Как работать с единой формой отчетности и заполнять подраздел 1.1. новой формы отчетности по кадровым мероприятиям и договорам ГПХ подробно разбираем на нашем новом курсе.
|