Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" был установлен запрет на проведение в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года проверок в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, за исключением проверок в связи с причинением или угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновением ЧС природного и техногенного характера. В статье разъяснили новый порядок проверок ГИТ в связи с изменениями законодательства о проверках
Какие компании будут проверять с учетом категории риска?
В 2020 году было принято: Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В итоге:
- Плановые проверки ГИТ будет проводить только в отношении компаний отнесенных к категории высокого риска. Остальные ПЛАНОВЫЕ проверки должны быть отменены (план должен быть скорректирован).
- Внеплановые проверки, к сожалению, остаются, в том числе в малом и среднем бизнесе, если есть причинение вреда жизни и здоровью или УГРОЗА их причинения.
- Проверки будут проводится дистанционно (за исключением отдельных случаев).
Что относится к угрозе причинения вреда жизни и здоровью в ГИТ?
По новому административному регламенту Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 13 июня 2019 г. № 160 "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (вступил в действие только в октябре 2019 г) – далее дана выписка:
«91. Возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан может быть обусловлено следующими фактами:
- невыплата работникам заработной платы, ее отдельных составных частей;
- непредставление оплачиваемых отпусков;
- нарушение режима труда и отдыха;
- уклонение от оформления трудовых отношений или их ненадлежащее оформление;
- необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- допуск к работе лиц, не прошедших в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Минтруда России, Минобразования России № 1/29, обучение, инструктажи, стажировку на рабочем месте, медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования;
- отсутствие системы управления охраной труда или ее ненадлежащее функционирование;
- непроведение специальной оценки условий труда;
- непредставление, нарушение порядка представления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных или опасных условиях труда по результатам проведения специальной оценки условий труда».
Что сделать?
- Если компания относится к категории высокого риска и стоит в плане на проверку ГИТ в 2020 году – готовится к проверке.
- Если компания стояла в плане на проверку 2020 года и не относится к категории высокого риска - проверка будет перенесена на следующий год, что даст время подготовится.
- Обратить внимание, что основной упор делается на проведении внеплановых проверок по жалобам работников и информации, полученной из СМИ и системы межведомственного взаимодействия государственных органов.
Что является источником для проведения внеплановых проверок?
- Жалобы и вопросы работников на портале «Онлайининспекция.рф»
- Информация из СМИ, интернета.
- Информация с портала «Работа в России» - куда работодатель обязан предоставить информацию.
Порядок получения информации о нарушениях работодателя из отчетности на портале «Работа России»
В своем письме Минтруд России от 25.03.2020 N 16-2/10/В-2328 «Об обеспечении оперативного контроля за ситуацией на рынке труда в связи с распространением коронавирусной инфекции» указывает на размещение специальных электронных форм отчетности на портале "Работа в России" для заполнения их работодателями, по которым органы занятости должны будут отчитываться перед Минтрудом РФ по сведениям об изменении численности работников в организациях в целях мониторинга высвобождения и неполной занятости работников, а также численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости.
Минтруд РФ поручил органам службы занятости населения организовать сбор информации через портал "Работа в России" путем оповещения работодателей, обеспечения создания ими личного кабинета на портале "Работа в России", контроля полноты и качества заполнения форм.
Сами формы утверждены приказом Минтруда России от 30.12.2014 N 1207 "О проведении оперативного мониторинга высвобождения и неполной занятости работников, а также численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости".
В данный приказ внесены изменения, в том числе по предоставлению информации по отпускам без сохранения заработной платы приказом Минтруда России от 24.03.2020 N 152 "О внесении изменений в приложения N 1 - 8 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. N 1207 "О проведении оперативного мониторинга высвобождения и неполной занятости работников, а такж
В формы N 1-МВ, N 2-МВГ, N 3-МВМ, N 4-МКО была добавлена следующая информация:
- задолженность по заработной плате, имеющаяся перед работниками;
- численность работников, находящихся на временной удаленной работе в связи с введением ограничительных мероприятий (карантина), по состоянию на отчетную дату;
- численность работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю в связи с введением ограничительных мероприятий (карантина), по состоянию на отчетную дату;
- численность работников, находящихся в простое в связи с введением ограничительных мероприятий (карантина), по состоянию на отчетную дату;
- численность работников, находящихся в отпусках без сохранения зарплаты в связи с введением ограничительных мероприятий (карантина), по состоянию на отчетную дату;
- численность работников, уволенных с начала высвобождения в связи с введением ограничительных мероприятий (карантина), по состоянию на отчетную дату;
- численность работников, предполагаемых к увольнению в связи с введением ограничительных мероприятий (карантина), по состоянию на отчетную дату.
Целью указанных изменений является обеспечение оперативного контроля ситуации на рынке труда, а также организация мер для снижения напряженности на рынке труда, связанных с распространением коронавирусной инфекции и проводимыми ограничительными мероприятиями.
Чтобы подать сведения, работодателю необходимо создать личный кабинет (если он еще не создан) на портале «Работа в России» и вносить в указанные электронные формы сведения о работниках организации по мере актуальности данных у работодателя. Заполнение данных форм и сроков по их сдаче законом в отношении работодателя не урегулировано.
НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ:
С учетом текущей ситуации, и повышенным вниманием контролирующих органов к соблюдению прав работников, мы рекомендуем предоставлять необходимую информацию на портале «Работа в России».
Это позволит исключить проверки, в том числе по причине не предоставления необходимой информации в государственные органы. |
Не успеваете следить за изменениями в трудовом законодательстве? Возникают сложности с применением нововведений на практике? Вам в помощь экосистема «Кадровый обзор». Каждую неделю разъясняем, как применять на практике изменения в законе, даем уникальные образцы и алгоритмы. А еще бесплатно посещаете 6 вебинаров в месяц и Кадровый форум 2 раза в год. |