Корректировка производственного календаря
Вы также можете узнать ответы на эти вопросы на нашем YouTube-канале
- Вопрос №1. Необходимо ли корректировать производственный календарь за март, апрель, за год?
- Вопрос №2. Могут ли быть разные нормы производственного календаря для разных работников в одной организации или производственный календарь будет один?
- Вопрос №3. Как корректировка производственного календаря повлияет на расчет оплаты труда при окладной системе оплаты труда, на иные выплаты, в том числе оплату сверхурочной работы и др.?
- Вопрос №4. Как может компания, для которой период с 30.03. по 30.04.2020 является нерабочими днями сохранить прежний производственный календарь, чтобы минимизировать финансовые потери?
Вопрос №1. Необходимо ли корректировать производственный календарь за март, апрель, за год?
Знаете ли вы что производственный календарь не утверждается никаким нормативным актом? Для многих это является откровением, но это так. Мы привыкли пользоваться производственным календарем, который берем из правовых систем, он автоматически подгружается в наши информационные системы, программы по расчету заработной платы.
А откуда он берется? Кто его утверждает?
Правительство РФ? Министерство труда? Кто?
Ответ: никто его не утверждает.
И может быть сейчас многие поймут запрос аудиторов: «покажите приказ по организации, который утвердил производственный календарь». Неужели никогда не сталкивались с таким вопросом? А ведь он абсолютно корректен со стороны аудиторов. Откуда у вас взялся производственный календарь, на основании которого вы производите расчет оплаты труда и оплату сверхурочной работы?
Что нового появилось в трудовом законодательстве на этой неделе расскажет Валентина Митрофанова. Смотрите новый выпуск «Кадрового обзора». |
Фактически, под утверждением производственного календаря понимаются рассчитанные нормы рабочего времени на определенный год, которые высчитываются после утверждения акта Правительства РФ (или дополнительно к федеральным актам еще и актов субъекта РФ, если в субъекте есть дополнительные нерабочие праздничные дни, приходящиеся на национальные праздники) о переносе выходных дней в связи с попаданием праздников на дни рядом с выходными.
При этом, естественно, базовые требования к расчету нормы за учетный период, мы берем из Трудового кодекса РФ:
- В Трудовом кодексе установлена продолжительность нормальной рабочей недели – 40 часов по ст. 91 Трудового кодекса РФ (сокращенная продолжительность рабочей недели в ст. 92 Трудового кодекса РФ и других (для отдельных категорий)).
- Все государственные праздники перечислены в Трудовом кодексе в ст. 112.
- Требование о сокращении дня предпраздничного на 1 час также установлено в ст. 95 Трудового кодекса РФ.
Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определен отдельным нормативным актом - Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 N 588н "Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю". |
Поэтому, когда появляется Постановление Правительства РФ о переносе выходных дней на следующий год, правовые, информационные системы и другие профессиональные эксперты разрабатывают производственный календарь.
Этот производственный календарь дальше и применяется всеми работодателями. Конечно, для его легализации необходимо утвердить у себя в компании.
Как правило, разработкой производственного календаря в компании занимается планово-экономический отдел, который рассчитывает нормы времени на календарные периоды, исходя из требований законодательства, наличия определенных категорий работников в организации и специфики режимов работы.
Так, например, производственный календарь при шестидневной рабочей неделе будет отличаться от календаря при пятидневной рабочей недели. Хотя при этом он будет разработан с учетом той же нормальной продолжительности рабочего времени, как и при пятидневной рабочей неделе.
Производственный календарь для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, например, 35 часов в неделю, несовершеннолетних, работников с неполным рабочим временем, совместителей и т.д. также должен быть разработан самостоятельно и утвержден руководителем организации.
Нельзя рассчитывать норму для данных специальных категорий работников математическим путем, так как в данном случае он будет содержать ошибки, например, предпраздничный день при математическом расчете может быть сокращен не на 1 час, а на часть часа, в нарушение ст. 95 Трудового кодекса РФ.
В сложившейся практике производственный календарь, разрабатываемый на соответствующий календарный период, использует термины:
- календарные дни,
- рабочие дни по календарю пятидневной (шестидневной рабочей недели),
- выходные дни по календарю пятидневной (шестидневной рабочей недели),
- праздничные дни (по ст.112 Трудового кодекса РФ).
Пример
Согласно производственного календаря на 2020 год, например, во всех правовых системах, содержалось на начало года следующая информация: Кол-во дней за 2020 год:
Рабочее время за 2020 год (в часах):
Сейчас, например, в правовой системе Гарант и Консультант + с учетом Указа Президента №206 и №239 скорректированы нормы и введены отдельные значения для тех, у кого в период с 30.03. по 30.04.2020 будут нерабочие дни. Кол-во дней за 2020 год:
Рабочее время за 2020 год (в часах):
*-Норма для тех, на кого распространяются требования о нерабочих днях с 30 марта по 30 апреля 2020 г. |
Также скорректированы нормы и в марте и апреле:
Показатель |
Было до Указа Президента №206 и №239 |
Норма для тех, кто по п.2. Указа №206 и п.4. Указа №239 работал в период с 30.03. по 30.04.2020 |
Норма для тех, у кого по п.1. Указа №206 и п.4. Указа №239 в период с 30.03. по 30.04.2020 - нерабочие дни. |
Норма часов в марте, при 40 часовой рабочей неделе |
168 |
168 |
152 |
Норма часов в апреле, при 40 часовой рабочей неделе |
175 |
175 |
0 |
Аналогично, в системе 1С скорректированы нормы за март, апрель, 1, 2 квартал и по году.
Давайте разберем, почему была скорректирована норма в производственном календаре в информационных и правовых системах.
В Приказе Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 N 588н "Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю" прописан порядок расчета нормы рабочего времени. Приведем цитату: «Таким образом, норма рабочего времени конкретного месяца рассчитывается следующим образом: продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и т.д. часов) делится на 5, умножается на количество рабочих (примечание: выделено мной) дней по календарю пятидневной рабочей недели конкретного месяца и из полученного количества часов вычитается количество часов в данном месяце, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней». |
То есть исходя из данной формулировки, установленной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 N 588н действительно норма в марте, апреле и по итогам года должна быть скорректирована, так как уменьшается для отдельных категорий работников количество РАБОЧИХ ДНЕЙ, в связи с принятыми Указами Президента РФ.
А так как Указы Президента №206 и №239 установили нерабочие дни только для отдельных работников, то сейчас и складывается ситуация что нормы производственного календаря для отдельных работников (организаций) будут разными как по месяцам, так и по году.
Вопрос №2. Могут ли быть разные нормы производственного календаря для разных работников в одной организации или производственный календарь будет один?
Это спорный вопрос.
Исходя из текста Указа Президента №206 и №239 нерабочие дни не распространяются на работников определенных организаций.
Например, выписка п.4. Указа Президента №239:
«4. Настоящий Указ не распространяется на следующие организации (работодателей и их работников):
а) непрерывно действующие организации;
б) медицинские и аптечные организации; и т.д.»
То есть исходя из текста Указа нерабочие дни не распространяются именно на организации, а не на отдельные категории работников внутри организации.
То, что в конкретной организации, например, часть работников продолжала производственный процесс, а часть работала дистанционно не меняет сути. Для этой организации будет действовать ОДИН производственный календарь, так как либо компания – работодатель попадает под п.4. Указа Президента №239 и работает в обычном порядке или под п.1. Указа Президента №206 и №239 и для нее период с 30.03 по 30.04.2020 являются нерабочими днями.
Таким образом, получается, что компании крайне выгодно отнести себя к организации, которая продолжает работать и применять обычный производственный календарь который не надо корректировать.
Почему это выгодно? Так как в этом случае, у компании не встанут все вытекающие проблемные вопросы:
- о расчете стоимости 1 часа при окладной системе оплаты труда,
- о том, что в итоге у работников может сложиться недоработка или переработка просто из за корректировки производственного календаря внутри рабочего года,
- о том надо ли оплачивать как работу в выходные дни в период с 30.03 по 30.04.2020,
- и др.
Но, что если организация не может быть отнесена даже с использованием более широкого толкования отраженного в Рекомендациях Минтруда к организации, которая продолжает работать и для нее период с 30.03. по 30.04.2020 являются нерабочими днями? См. ответы ниже.
Вопрос №3. Как корректировка производственного календаря повлияет на расчет оплаты труда при окладной системе оплаты труда, на иные выплаты, в том числе оплату сверхурочной работы и др.?
Корректировка производственного календаря для работников с оплатой труда на основании тарифных ставок и сдельной системы оплаты труда не приведет к изменению оплаты за труд.
А вот для работников с окладной системой оплаты труда изменение нормы однозначно скажется на выплатах.
Рассмотрим на примере.
Примеры
Пример №1. Оплата труда при окладной системе оплаты труда.
Должностной оклад = 30000 руб. а) Март 2020 г. До Указа Президента №206 норма в марте была 168 часов. С учетом 2 нерабочих дней в марте 30 и 31 марта, норма составит 152 часа. То есть должностной оклад работника должен быть ему оплачен за 152 часа. И при этом за 2 дня в марте 30 и 31 марта должна быть сохранена заработная плата, таким образом у работника по итогам марта выплата составит: Оклад – 30000 руб. (за период с 1 марта по 27 марта) + заработная плата за 2 нерабочих дня 30 и 31 марта. То есть работник получит больше, чем получил бы, если бы не были введены нерабочие дни. б) Апрель. В апреле был бы аналогичный расчет, но Указом Президента №239 весь апрель является нерабочим. Соответственно за весь апрель за работником просто сохраняется заработная плата.
Пример №2. Расчет стоимости 1 часа для выплат компенсационного характера.
Если у работника в марте была переработка, которая составила 10 часов, из которых 6 часов должны быть оплачены в 1,5 размере как первые два часа по окончании рабочего дня и 4 часа в 2 размере, как последующие часы сверхурочной работы, то до введения нерабочих дней оплата этих часов была бы произведена в следующем порядке:
После введения нерабочих дней на 30 и 31 марта, при тех же условиях расчет будет произведен следующим образом:
Итого переплата в марте составит: 33355,8 руб. (при сниженной норме) – 33036,2 руб. (при сохранении нормы) = 319,6 руб. + сохранение заработной платы за два нерабочих дня 30 и 31. Если для примера взять стоимость 1 дня у работника (исходя только из оклада) = 1429 руб./день (30000 руб./21 день), то сумма переплаты при таком расчете составит: 319,6 руб. (переплата сверхурочной работы за счет изменения стоимости 1 часа) + 2 дня 30 и 31 марта) * 1429 руб./день (стоимость дня в марте при сохранении нормы) = 3177,6 руб. То есть переплата составила около 10%. Конечно, это значительное превышение планового фонда оплаты труда может значительно повлиять на финансовые результаты компании, особенно, если в структуре ее затрат фонд оплаты труда является значительной статьей расхода.
Пример №3. Оплата в повышенном размере работы в выходные и нерабочие праздничные дни, ночные часы работы, доплату за работу во вредных условиях труда, средний заработок и т.д.
Влияние на все указанные выше выплаты будет аналогичным. Изменение нормы производственного календаря приведет к тому, что увеличиться стоимость 1 часа при окладной системе оплаты труда, а значит и все указанные выплаты увеличатся, в том числе увеличится средний заработок. При наличии указанных выплат в организации превышение фонда оплаты труда может быть еще выше и еще пагубнее сказаться на финансовом состоянии компании. |
Что же делать в этой ситуации?
Должен ли работодатель, для которого период с 30.03. по 30.04.2020 корректировать производственный календарь?
Мнение юриста |
Мнение эксперта |
Да, должен. Согласно Приказа Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 N 588н "Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю". |
Принять ВНУТРЕННЕЕ решение по компании либо не корректировать производственный календарь, либо установить особый порядок расчета стоимости 1 часа работы при окладной системе оплаты труда.
Как это сделать описано в следующем вопросе.
Минусы: они тут есть и их надо оценивать: работники могут в дальнейшем предъявить претензии (и потенциально контролирующие органы), что Указом Президента ваша компания не должна была работать и соответственно производственный календарь ДОЛЖЕН был бы быть скорректирован и все выплаты должны были производится с учетом скорректированного производственного календаря.
То есть обвинение может быть в том, что работникам, имеющим на это право, не были предоставлены гарантии по Указу Президента – меньшее количество рабочих часов в месяц, год и сохранение порядка расчета оплаты труда и выплат компенсационного характера с учетом снижения нормы. |
Вопрос №4. Как может компания, для которой период с 30.03. по 30.04.2020 является нерабочими днями сохранить прежний производственный календарь, чтобы минимизировать финансовые потери?
Если компания не относится к исключению по п.4. Указа Президента №239 и для которой за период с 30.03. по 30.04.2020 установлены нерабочие дни, то она должна скорректировать производственный календарь.
И тогда у компании и встанут все эти указанные выше проблемные вопросы, которые могут привести:
- к переплатам работникам и значительному превышению ранее запланированного фонда оплаты труда,
- к повышению стоимости 1 часа при окладной системе оплаты труда для всех выплат компенсационного характера,
- к требованиям со стороны работников оплаты их работы, в том числе дистанционной как работы в выходные дни – в повышенном размере,
- к превышению количества сверхурочной работы по году свыше 120 часов,
- и т.д.
Как же минимизировать все эти проблемы?
Есть два варианта:
- Вариант №1. Принять решение о том, что производственный календарь не будет корректироваться с учетом введения нерабочих дней на период с 30.03. по 30.04.2020.
- Вариант №2. Принять решение при наличии окладной системы оплаты труда особого порядка расчета стоимости 1 часа для расчета оплаты труда и выплат компенсационного характера.
Вариант №1. Принять решение о том, что производственный календарь не будет корректироваться с учетом введения нерабочих дней на период с 30.03. по 30.04.2020.
В качестве обоснования такого решения можно привести:
При этом указать в качестве обоснования, что данное решение не снижает уровень прав и гарантий работников согласно Указов Президента в связи с тем, что при сохранении производственного календаря работодатель устанавливает гарантию от риска того, что работнику необходимо будет «отработать» нерабочие дни в последующем.
Данный период с 30.03 по 30.04.2020 будет предоставлен как оплачиваемые выходные дни с кодировкой – «ОВ» и все нерабочие дни сократят индивидуальную норму работника по году за период с 30.03. по 30.04.2020 (кроме работников с организованной дистанционной работой).
Так как при организации дистанционной работы соблюдается основное содержание Указа Президента №206 и №239 в части сохранения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Это решение может быть оформлено в виде приказа или регламента внутри компании.
Вариант №2. Принять решение при наличии окладной системы оплаты труда особого порядка расчета стоимости 1 часа для расчета оплаты труда и выплат компенсационного характера.
Для того, чтобы у работодателя не произошло превышения фонда оплаты труда за счет того, что и норма снижена и за период с 30.03. по 30.04.2020 необходимо чтобы при расчете оплаты за период с 01.03. по 27.03. стоимость 1 часа была рассчитана из базовой нормы месяца при 40 часовой рабочей неделе – 168 часов. |
Тогда расчет будет выглядеть следующим образом:
Норма базовая – 168 часов.
Норма скорректированная – 152 часа.
Стоимость 1 часа исходя из оклада 30000 руб. = 30000 руб./168 = 178,6 руб.
За период с 1 марта по 27 марта работник отработал все рабочие дни по календарю пятидневной рабочей недели – 19 рабочих дней. Оплата, за эти дни исходя из должностного оклада, составит: 19 дней*8 часов *178,6 = 27143 руб.
За 2 нерабочих дня с 30.03. по 31.03.2020 за работником сохраняется заработная плата. Для примера возьмем ситуацию, что кроме оклада у работников нет других гарантированных выплат. Тогда для расчета, сколько он должен получить за эти дни исходя из оклада нам нужно эти 2 дня (16 часов) оплатить из стоимости 1 часа в этом месяце: 2 дня*8 часов *178,6 руб. = 2857 руб.
Итого по марту работник получит: 27143 + 2857 = 30000 руб.
Как закрепить особый порядок расчета стоимости часа? Его можно закрепить в локальном акте работодателя или в приказе и довести до сведения всех заинтересованных лиц.
Какой из этих двух вариантов выбрать?
Решать только вам.
Каждый из этих вариантов решает главную проблему – снимает потенциальные необоснованные переплаты, вызванные снижением нормы производственного календаря.
Первый вариант с сохранением нормы производственного календаря, конечно, решит все вопросы, но он же несет и больше рисков по его оспариванию, в части того, что был нарушен Приказ Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 N 588н "Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю".
Второй вариант, менее удобен в применении, он потребует ручного ввода в информационные системы по расчету заработной платы, но при этом дает меньше рисков, так как работодатель снижает норму производственного календаря согласно Приказа Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 N 588н.
- Комментарии